Япония. Канадзава. Эхо войны.

Япония. Канадзава. Эхо войны.

 

  Кому интересны достопримечательности  заграничной  туриндустрии (типа all inclusive) , могут сегодняшний блог пропустить... Но я никогда не забываю эту тему посещая Японию.

Войною 1904-1905 года я интересуюсь плотно более 20 лет, как краевед. Есть публикации, книги, участие в международных конференциях... Ровно 20 лет назад на красавце УПС фрегате "Паллада" мне посчастливилось участвовать в Первом Морском Крестном ходе в память 100-летия начала событий войны. Маршрут наш проходил через Цусиму, Корейский пролив, Нагасаки, Корею в Порт-Артур (Луйшунь). И везде на походе мы делали остановки и проводили пасхальные службы о погибших русских кораблях и их экипажах (был среди них и крейсер 1 ранга "Рюрик") В координатах гибели кораблей мы отдавали дань уважения и памяти, опускали специально выполненные для этого на Дальзаводе дубовые кресты с грузом (они стоят на дне моря как поклонные...)

в Нагасаки мы возлагали венки и делились землей с Родины у братской могилы погибших русских воинов 1904-1905 гг. С удивлением я обнаружил в списках покоящихся несколько десятков защитников Сахалина 1905 года...

Меня заинтересовала история братской могилы, в которую в 1909 году собрали большинство небольших захоронений с территории Японии.

Встречались в списках и воины умершие в лагере Канадзава...

 Я не мог в планах своего путешествия не разыскать этого места, где упокоились наши герои.

На побережье Японского моря содержались более 6 тысяч русских пленных. Согласно архивным данным, в 1905 году в лагере для военнопленных в г. Канадзава скончались 11 российских военнослужащих. Россияне были захоронены на местном кладбище сухопутных войск. В 1909 г. останки 11 бывших военнопленных были эксгумированы и перезахоронены в братской могиле на Русском кладбище при храме Госиндзи в Нагасаки. В 1965 году на кладбище в г. Канадзава был сооружен мемориал из сохранившихся российских памятников, затем установлена памятная доска и высажены «деревья мира».

31-го Артиллерийской бригады

12-го Великолуцкого полка

16-го Восточно-Сибирского стрелкового полка

148-го пехотного Каспийского полка

241-го Орского полка (2 человека)

121-го Пензенского полка

55-го пехотного Подольского полка (3 человека)

1-го Стрелкового артиллерийского дивизиона

Всего 3264 военнослужащих — офицеров 38, нижних чинов 3226 человек

Современный адрес: преф. Исикава, г. Канадзава, р-н Нода, кладбище Нодаяма

Согласно архивным данным, в 1905 году в лагере для военнопленных в г.Канадзава скончались российские военнослужащие:

1.Деонис Чебан  рядовой 8-й роты 55-го пехотного Подольского полка. Умер 01.05.1905 г.;

2.Степан Романов ефрейтор 2-й роты 16-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Умер 06.05.1905 г.;

      

Галочкой отмечены мною защитники Сахалина на могиле в Нагасаки...В этом же списке и  ефрейтор Степан Романов , умерший в Канадзаве. Список продолжается на трех сторонах стеллы...

3.Владимир Босый старший унтер-офицер 14-й роты 148-го пехотного Каспийского полка.Умер 13.05.1905 г.;

4. Геваль Рубаков  рядовой 2-й роты 121-го Пензенского полка.  Умер 18.07.1905 г.;

5.Георгий Васильев бомбардир 1-го Стрелкового артиллерийского дивизиона. Умер 24.07.1905 г.;

6. Андрей Маврода  рядовой 55-го Подольского полка. Умер 14.08.1905 г.;

7.Джумагазе Шмухаметов рядовой 241-го Орского полка. Умер 15.08.1905 г.;

8.Григорий Бушин рядовой 12-го Великолуцкого полка. Умер 28.08.1905 г.;

9.Иван Бисеров бомбардир 31-го артиллерийской бригады.Умер 14.10.1905 г.;

10.Иван Ени рядовой 55-го пехотного Подольского полка.Умер 21.11.1905 г.;

11 Хайдаржан Фахреиндинов  ефрейтор 241-го Орского полка.Умер 13.11.1905 г.

 

 

 

В эту поездку я узнал от местных историков, что на побережье Исикавы  в 1904 году выбросило и два тела в "полосатых майках" Они не были опознаны тогда... По времени и ближайшему морскому бою с известной долей могу утверждать, что эти матросы из геройского экипажа крейсера 1 ранга "Рюрик"

«Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

...Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

     

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

Иванов Константин Петрович

Предоставлю слово очевидцам и участникам "К 10 часам утра, после пятичасового (!) боя (для сравнения – прославленный пропагандой «Варяг» участвовал в сражении только 50 минут) «Рюрик» был превращен в груду искореженного металла и чудом держался на плаву. Из старших офицеров в живых остался только лейтенант Иванов, из вооружения в строю осталось одно 47–миллиметровое орудие, расстрелявшее весь боезапас. К неподвижному кораблю вновь стали приближаться японцы. «Несомненно, крейсер был обречен на гибель или пленение. Только одна мысль, что окруживший нас противник из четырнадцати вымпелов постарается овладеть нами (как ценным моральным призом), заставляла возможно быстрей принять какое–то решение. Наше действительное положение было такое, что достаточно было прислать с неприятельских судов четыре баркаса с вооруженной командой, и они с легким и полным успехом могли бы подойти к крейсеру и овладеть им, так как при том разгроме, который царил на «Рюрике», не было никакой возможности оказать им должное сопротивление».

Трижды раненый и дважды контуженый, лейтенант Иванов отдает приказ открыть кингстоны и последним покидает корабль. «На шканцах я наткнулся на лежащего ничком на палубе командира кормового 8–дюймового плутонга лейтенанта Ханыкова. Торс его был обнажен, и на спине, ниже левой лопатки, зияла громадная круглая рана, обнажавшая переломанные ребра, сквозь которые ясно было видно трепетанье левого легкого. Увидя меня, Ханыков умоляюще попросил его пристрелить, но так как при мне не было револьвера, я мог только его утешить, сказав: "Потерпи еще минуту, а там будет общий конец"». В 10 час. 42 мин. 1 августа (14–го по новому стилю) 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой.

Последний бой «Рюрика остался в тени легендарного «Варяга», хотя по накалу, длительности и трагичности ситуации превосходит его – еще дальневосточный наместник адмирал Е.И. Алексеев по справедливости назвал подвиг «Рюрика» «много выше Варяжского».

С ним согласны все военно-морские историки: «В истории, как Российского, так и мирового парового флота не было боя, по ожесточенности равного бою в Корейском проливе 1 августа 1904 года, в котором корабль в пятичасовом бою, отражая атаки шести современных японских крейсеров, исчерпав свой боевой ресурс, погиб, не спустив Андреевского флага».

Так он описан и в романе В. Пикуля «Крейсера». Читать его страшно. Но с гражданским мужеством в сердцах мы должны это прочитать, чтобы погребенный на морском дне «Рюрик» был спокоен – его подвиг помнят на земле.

«Корабли – как и люди, они тоже нуждаются в славе, уважении и бессмертии… Вечная им память»

(В. Пикуль)

P.S. Бой плохо бронированного «Рюрика» против броненосных крейсеров Камимуры – сначала в общем строе русских крейсеров, а затем в уже в одиночку, в беспомощном состоянии, без рулевого управления – был высоко оценен как образец воинской доблести. И не только русскими, но и японцами. Вице-адмирал Камимура признавался: «Рюрик» остался для нас незабываем! Этот русский крейсер казался всем нам демоном, летящим на огненных крыльях».

Спасшиеся члены экипажа были подобраны в море и пленены японцами, которые отнеслись к русским морякам с «Рюрика» крайне уважительно. Всех офицеров собрали в каюту, оказывая им почет и внимание. Японские офицеры принесли свою одежду и белье. Были приготовлены ванны и европейский обед… Вошедший адмирал Уриу поздоровался со всеми крепким рукопожатием и сказал по-французски: «Я горд, что имел честь сражаться с таким врагом, как «Рюрик». Поклонился и вышел.

 В год 120 летия событий  1904 года мы должны вспомнить тех, кто погиб за Отечество.

 

 

.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 12 апреля, в 07:54 +7
Комментарии
Написано 12 апреля, в 09:39
Спасибо за рассказ. Очень интересно!
+2
Написано 19 апреля, в 18:46
Спасибо , Григорий Николаевич !
+1
Написано 22 апреля, в 10:00
Интересно, что Рюриковцы не желали находиться в одном лагере с моряками кораблей эскадры адмирала Небогатова, которые, подняв белый флаг, сдались на милость победителю. Их поддержали моряки с крейсера «Ушаков», командир которого, капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай, брат знаменитого путешественника, не подчинился позорному приказу и погиб в неравном бою. Требования моряков с этих кораблей были японцами удовлетворены с большим уважением.
Какой позор для сдавшихся без боя моряков был страшнее?
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Япония. Канадзава. Кутани.
Япония. Канадзава. Кутани.
Япония. Канадзава. Мастера.
Япония. Канадзава. Мастера.