Количество IT-преступлений на Сахалине за год выросло на 47%: мошенники обходят коды и внедряют ботов
Фото: pixabay.com/cliff1126

Количество IT-преступлений на Сахалине за год выросло на 47%: мошенники обходят коды и внедряют ботов

Правоохранители сегодня говорят об аферистах как об организованной системе, где в штате держат психологов, юристов и используют "умное" оборудование

В Сахалинской области в 2023 году зафиксировали "бум" IT-преступлений - их количество выросло на 47%. Мошенники похитили у жителей 610 миллионов рублей, внушительная часть которых - кредитные деньги. Правоохранители сегодня говорят о телефонном терроризме как об организованной системе, которая имеет на вооружении "умное" оборудование, а в штате держит своих психологов и юристов. Но уверены: противостоять им можно.

Astv.ru пообщался с заместителем начальника управления уголовного розыска УМВД России по Сахалинской области Андреем Ким и выяснил, почему мошенникам до сих пор удаётся обманывать даже самых бдительных жителей и как они вовлекают в преступную схему детей.

КОГДА СЛУЧИЛСЯ "БУМ"

Хищение денег телефонными мошенниками составляет минимум 1/3 всех IT-преступлений, и этот показатель уверенно рос последние пять лет. Исключение - первые месяцы ведения спецоперации в 2022 году, когда вся преступная система словно залегла на дно. Тогда правоохранителям стало очевидным: львиная доля звонков от "сотрудников банков" или "службы безопасности" поступает из-за рубежа.

Однако спустя год случился настоящий "бум". Ситуацию наглядно показывает инфографика:

- В первую очередь ситуацию связывают с экономическим аспектом - устойчивое развитие области в разных отраслях и уровень благосостояния населения привлекают внимание мошенников. В 2023 году в общей сложности у жителей дистанционно похитили 610 млн рублей, в то время как в 2022 году сумма составляла примерно 340 млн рублей. Больше пугает тот факт, что 2/3 похищенных у жителей денег - средства, взятые в кредит, - отметил Андрей Ким.

СНИЖЕНИЕ В 2024 ГОДУ И НЕОБЫЧНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Правоохранители постоянно мониторят и анализируют ситуацию, чтобы вовремя реагировать на тревожные сигналы и проводить профилактику точечно. По итогам первого квартала 2024 года выявили необычную тенденцию: количество случаев телефонного мошенничества сократилось на 9% (дистанционных краж - на 30%). Вместе с тем поменялась структура киберпреступности: на первый план выходит неправомерный доступ к компьютерной информации - хищение персональных данных и взломы аккаунтов.

- Войдя в "Личный кабинет" на Госуслугах, мошенники в первую очередь запрашивают справку 2-НДФЛ, а после рассылают документы по всем финансовым организациям. Дистанционно оформить кредит не могут, но становится доступна другая значимая информация. IT-технологии буквально захватили сферу телефонного мошенничества, что существенно усложняет работу в этом направлении. Зачастую способы обмана понятны, но как технически им противостоять - вопрос, который требует тщательного изучения и привлечения узких специалистов, - добавил Андрей Ким.

Важно: сегодня мошенники уже научились обходить двухфакторную идентификацию, установленную в мессенджерах и соцсетях. Если вас взломали, не паникуйте: удалите приложение, установите его заново и поменяйте пароли.

Факт: в 2023 году чаще жертвами мошенников становились работники сферы образования.

"ПРОДВИНУТЫЕ" В ЧАТ-БОТАХ И SIM-BOX

Сегодня правоохранители говорят о телефонном мошенничестве как об организованной системе. Аферисты словно работают в крупной компании (в штате есть и менеджеры, юристы, психологи, консультанты, и своя служба безопасности), но только "со знаком минус". При этом в своих преступных действиях всё чаще используют современные IT-технологии и "умное" оборудование, каждый раз повышая уровень своих знаний в этой области.

Так, взломав аккаунт в мессенджере и похитив данные (медиа, аудио), мошенники могут в дальнейшем использовать голос абонента, прогнав его через чат-бот. Последнее "ноу-хау" - Sim-box. Это специальное оборудование, позволяющее централизованно управлять мобильными номерами и аккаунтами. Такое оборудование обычно используют колл-центры для рассылки информации или обработки входящих сообщений, анализа эффективности деятельности компании.

- В своё время мы получили много уже готовых IT-технологий, но в вопросах безопасного использования и управления имелись пробелы. Сейчас, к счастью, со стороны государства уделяется большое внимание развитию этой сферы, в том числе воспитываем своих IT-специалистов", - подчеркнул Андрей Ким.

НУЖНО СТАВИТЬ "БЛОКИ"

Бурное развитие IT-технологий - главная сложность в раскрытии преступлений в сфере телефонного мошенничества и дистанционной кражи денег со счетов. Аферисты в подавляющем большинстве действуют анонимно, IP-адреса меняются, номера блокируются. Но несмотря на этом сахалинские полицейские фиксируют положительную динамику раскрываемости.

- В прошлом году островные правоохранители неоднократно выезжали за пределы области. Удалось раскрыть деятельность нескольких преступных групп. Вместе с тем мы понимаем, что искоренить преступления в этой сфере поможет только хорошая "защита" - мошенников нужно лишить положительных условий. Поэтому сегодня в приоритете повышение финансовой грамотности и совершенствование законодательной базы, которая бы везде ставила аферистам "блоки". В этом направлении мы регулярно выходим с соответствующими инициативами, тесно работаем и с Центробанком.

Эта работа не одного дня. Она требует тщательного анализа, привлечения узких специалистов. Но снижение количества преступлений в 2024 году говорит о том, что мы движемся в верном направлении, - подчеркнул Андрей Ким.

КАК ВОВЛЕКАЮТ ДЕТЕЙ В ПРЕСТУПНУЮ СХЕМУ

В 2024 году поймали четверых курьеров телефонных мошенников. В их задачу входил обход адресов жертв - они забирали у людей наличные для "следователей" или "пострадавших в ДТП". Одним из таких криминальных посыльных оказался несовершеннолетний.

- В прошлом году выявили три случая "работы" подростков на мошенников. На первый взгляд может показаться, что статистика небольшая. Но у нас территория "малых цифр", плотность населения низкая, поэтому каждый такой факт вызывает у нас опасения, - отметил Андрей Ким.

Дети нередко и сами становятся жертвами аферистов. В подавляющем большинстве воздействие на них оказывают в чатах онлайн-игр. Мошенники под видом разработчиков или администраторов вступают в переписку, а далее действуют по инструкции в зависимости от той корыстной цели, которую они преследуют.

Важно: родителям стоит взять на контроль такого рода переписки, поскольку воздействие на детей может идти и по линии экстремизма, незаконного оборота наркотических веществ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

Лучшее средство защиты от телефонных мошенников - просто прекратить разговор. Если у вас возникают сомнения или остались вопросы после услышанного, перезвоните сами в банк или другие учреждения, из которых якобы поступил звонок. Этот способ Андрей Ким назвал универсальным и самым эффективным.

В случае, если друг/коллега/родственник просит в соцсетях деньги, не поленитесь - перезвоните ему. При этом переписку не продолжайте, а именно позвоните.

Запомните главное: реальные сотрудники банков и ведомств никогда не будут спрашивать персональные данные по телефону.

- Я верю в то, что мы делаем. Мы будем ходить, разговаривать и любыми другими способами доносить информацию до тех пор, пока люди не перестанут попадаться на уловки, - заключил Андрей Ким.

16 апреля, в 13:26 +6
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Событие

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 16 апреля, в 13:49
Мне каждый день поступают звонки по 5-6 раз от каких-то левых банков, займов, опросов и откровенных мошенников. В черном списке уже около 5000 номеров.
+6
Написано 16 апреля, в 14:45
MOHAX-ateist, ,блокируйте по префиксу всю абонентскую базу. В ручную вносим в чёрный список (есть во всех смартфонах). Например: +7 937 *** ** **. Всё! Проблема решена! С 937 вам больше никто никогда не позвонит. Вместо 937 вставляете тот с которого вам звонят. Мне этот способ помог 100%.
+1
Написано 16 апреля, в 15:54
MOHAX-ateist, Хренасе. Мой рекорд 50 блокировок за вечер. А тут еще повадился робот звонить, вроде как бы безобидно двигает аудио прогу...но что то недоговаривает))
0
Написано 16 апреля, в 22:38
MassEffect, Ой спасибо, благодарю за инфу. А то реально сума сойти можно.
0
Написано 16 апреля, в 13:49
"противостоять им можно." Но никто не противостоит! Кто недоволен объявляют экстремистом, садят в тюрьмы, устраняют.
+4
Написано 16 апреля, в 14:03
Факт: в 2023 году чаще жертвами мошенников становились работники сферы образования. (С)
Т.е. в образовании все на столько плохо!?
+5
Online
Написано 16 апреля, в 15:44
andrsen, всЕ гастолько плохИ
+13
Написано 16 апреля, в 17:03
RitaMargo4, ну может не все, но многие, а они детей учат... размышлять
+1
Написано 16 апреля, в 20:22
andrsen, настолько - одно слово. Ужасно всё.
+1
Еще 1 комментарий
Написано 16 апреля, в 14:21
Слабая подготовка пользователей в бушующем мире
+2
Написано 16 апреля, в 14:31
Ну наверное не похитили а люди сами переводят , и второе любую сумму можно вернуть , все зависит от человека который ее потерял и правильный действий.
+1
Написано 16 апреля, в 15:31
Более умные побеждают глупых, молодые - старых, и т.д.
Это закон Природы, и никакой либерде его не победить.
+2
Написано 16 апреля, в 18:25
kolun, Ваших дерьмократов точно не победить! 146%! Ой уже 87%, старый, забываю.
0
Online
Написано 16 апреля, в 15:43
Почему речь просто о ХИЩЕНИИ,а не о хищении с ПОМОЩЬЮ САМОГО ПОСТРАДАВШЕГО,ведь все данный сообщает сама,типа жертва
+11
Написано 16 апреля, в 15:49
с развитием нейросетей толи еще будет
0
Написано 16 апреля, в 16:25
"Андреем Ким"?!
А ведь я ещё застал времена, когда фамилия Ким склонялась, если речь шла о мужчине!
+3
Написано 16 апреля, в 18:48
Анрюша, болтать можно сколько можно, только толку от этого мало... Пока государство воспитает своих IT-специалистов, у людей уже красть будет нечего. Проблема заключается в том, что каждый кто должен этим заниматься, ждёт конкретных указаний, определённых инструкций, но в результате бюрократии в стране, это может длиться слишком долго. А между прочим деньги с карманов наших граждан улетают на спонсирование ВСУ, на организацию терактов в нашей стране. Это серьёзная проблема, не все сидят в интернете и читают новости. Работайте с населением, приглашайте в кабинеты граждан через участковых, социальных работников и банковских работников, проводите беседы по этому поводу. Областная дума, городские депутаты как то думают шевелиться? Когда им нужно избираться, посылают своих представителей в каждый дом, почему сейчас
им нельзя также побеспокоиться о своих избирателях?
0
Написано 16 апреля, в 20:23
Удалитесь с госуслуг и не отвечайте на звонки с неизвестных номеров. Проблема решена.
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
"UFC отдыхает": пешеход в Южно-Сахалинске отправил в нокаут автомобилиста
"UFC отдыхает": пешеход в Южно-Сахалинске отправил в нокаут автомобилиста
Организатор и участник "Гаражной распродажи" в Южно-Сахалинске расскажут, как стартовали свой бизнес
Организатор и участник "Гаражной распродажи" в Южно-Сахалинске расскажут, как стартовали свой бизнес